Boatman's Home:  О сайте   Новости   Карта  
Статьи и заметки о менеджменте и системном анализе в ИТ + мысли о трудовых отношениях, рынках труда, услуг и программных продуктов
Это страница на старом движке. Новые статьи здесь
2007-08-26 03:07    Boatman (рецензент Эдуард Галиаскаров aka Galogen)   Обсудить в Google Groups   Перейти на страницу обсуждений

Данная статья создана для размещения на сайте boatmanshome.ru. Автор и обладатель исключительного права на эту статью - Нужненко Сергей Александрович.
Для данной статьи автор разрешает размещение ссылок и цитирование, а так же воспроизведение в личных и учебных целях.
Без согласования с автором запрещается для данной статьи или любой ее части воспроизведение в коммерческих целях, а так же любые распространение, публичный показ, импорт с целью распространения, прокат, переработка, сообщение для всеобщего сведения.
Для согласования видов использования статьи можно связаться с автором по e-mail: haron@ru.ru с пометкой в теме "Boatmanshome-text-use".

Что такое цель (v2)

   Благодарности
   В этом разделе
   Цель
   Цель интегрирует деятельность
   Задача
   Источники цели
   Итог раздела

Благодарности  ^

Обсуждение этого материала и темы сейчас идет на форуме сайта UML2.RU, а именно здесь. К обсуждению подключились участники форума на UML2.RU: Эдуард Галиаскаров (Galogen), Виталий, Rocket, Shur, bas, Денис "Майевтик", tolldo. На основе их замечаний и вопросов появилась уже вторая версия текста этого раздела. Выражаю всем рецензентам и оппонентам огромную благодарность за высказанные вопросы, замечания и идеи!

В этом разделе  ^

В этом разделе статьи сначала нам предстоит договориться о том, как дальше следует понимать слово "цель". Затем перейдем к исследованию основных смежных понятий: "задача", следующая за целью, и "интерес", предшествующий цели. Здесь же мы обсудим наиболее общие свойства рассматриваемых понятий.

Цель  ^

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона толкует «цель» следующим образом.
Цель, филос., есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие Ц. входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими Ц. может быть осуществлена. Понятие Ц. есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации, но, по аналогии с явлениями внутренними, психическими, понятие Ц. переносится на внешний объективный мир; в этом случае говорят о целесообразности мирового устройства, о возникновении явлений не по закону причинности, а сообразно поставленной творцом Ц. См. Телеология.
Большая советская энциклопедия говорит, что «цель - это один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц. является процессом преодоления этого несоответствия.»
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля говорит, что:
ЦЕЛЬ ж. мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; цель для стрельбы, мишень, с раскрашенными кругами, коих средина сердце или яблоко. Метил в цель, а попал в пень. || Цель, на стрельном оружии, мушка, шипок на дуле для наводки по резке, мишени на казеннике, по прицелу. || *Конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее.
Что полезного дают нам эти определения... Давайте смотреть.
Во-первых, цель имеет два значения.
Одно из них (по Далю) - образ результата.
Второе значение - представление, которое стремятся осуществить, включающее образ результата, образ путей реализации и образ средств. Две словарные статьи упоминают это значение слова "цель", но немного расходятся в определении точного состава цели.
Договоримся образ результата (цель по Далю) называть РЕЗУЛЬТАТ. Цель же, как представление о результате, пути и средствах назовем ЦЕЛЬ.
Чтобы была ясна разница, приведу пример: "Миллион долларов" - это меньше ЦЕЛЬ, и больше РЕЗУЛЬТАТ, "Заработать миллион долларов" - это уже почти ЦЕЛЬ: образ результата есть (миллион долларов), путь указан (заработать), средство пока неизвестно. И, наконец, "заработать миллион долларов на торговле сникерсами" - это уже ЦЕЛЬ, не очень конкретная, но все же...
В приведенном примере и определениях есть уже неоднозначность. Все-таки "Заработать миллион долларов" - это ЦЕЛЬ или еще нет. И каков точный состав ЦЕЛИ: (РЕЗУЛЬТАТ, стремление, средства) или (РЕЗУЛЬТАТ, путь реализации, средства). Чтобы разобраться в вопросе, давайте уточним значение слова "средство".
Толковый словарь русского языка Ушакова толкует средство так:
СРЕ'ДСТВО, а, мн. а (а? неправ.), ср.
1. Прием, способ действий для достижения чего-н. Цель оправдывает средства (мораль иезуитов). Пустить в ход все доступные средства. Радикальное с. Придумать с. для успешного завершения дела. Знаю средство, как удалить от нас такое бедство. Пушкин. 2. Предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-н. деятельности. Средства производства. Средства передвижения. Транспортные средства. С. труда. Оборонительные средства. Технические средства борьбы. Средства защиты. Язык - с. общения. Средства к существованию. Экономическую основу Советского Союза составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. История ВКП(б). || Лекарство, медицинский препарат, предмет, необходимый при лечении. Средства от головной боли. Антисептическое с. Универсальное с. Питательное с. Перевязочными средствами являются бинты, вата, марля. 3. только мн. Деньги, материальный достаток (разг.). Жить не по средствам. Отпустить средства на что-н. Человек со средствами. Мои средства не позволяют этого. Платежные средства. За отсутствием средств предприятие не состоялось.
Можно видеть, что средство также имеет два значения, которые могут быть применены к нашей ситуации. Средство, как способ действий и средство, как предмет - инструмент действия. Назовем средство, как способ действий СРЕДСТВОМ, а средство, как предмет - РЕСУРСОМ, чтобы иметь возможность двигаться дальше.
Остается заменить "путь реализации результата" на подходящее в данном случае слово "ПРОЦЕСС". И мы получаем структуру цели. Цель - это РЕЗУЛЬТАТ+СРЕДСТВО, где СРЕДСТВО есть ПРОЦЕСС+РЕСУРС.
Пока цель заключается в одном предложении, на этом все заканчивается. Однако настанет момент, когда мы станем конкретизировать путь реализации РЕЗУЛЬТАТА, то есть ПРОЦЕСС.
ПРОЦЕСС объединяет действия, каждое действие может структурироваться собственной ЦЕЛЬЮ, как образ результата и путь реализации. В этом месте круг замыкается, и мы видим, что внутри одной ЦЕЛИ может быть множество других ЦЕЛЕЙ, при этом первая со вторыми связана отношением цель - подцели или надцель - цели.
Выкинув из рассмотрения все, кроме ЦЕЛЕЙ мы получаем каркас, на который нанизана любая деятельность, состоящий из целей разного уровня, связанных отношениями цель - надцель. Проверочным вопросом для установления отношения цель - надцель является вопрос: "Для чего".
В свойствах такой декомпозиции целей и заключаются интегрирующие свойства цели. Основное различие между надцелями и подцелями - в порядке достижения: надцель всегда достигается не раньше подцелей, то есть пока подцели не достигнуты надцель не достигается. Это определяет порядок выполнения действий. Иерархическая организация целей делает обозримыми достаточно длительные и сложные процессы достижения больших целей. Построение иерархии целей позволяет определить наилучший момент для выполнения действий, даже, если точное время наступления такого момента трудно предугадать заранее.
Последнее, что можно сказать об отношении цель - надцель - это то, что если подцель всегда связана с надцелью вопросом "для чего" (назовем его восходящим), то в обратную сторону существует некоторое разнообразие возможных вопросов (назовем их нисходящими), что свидетельствует о том, что связь цель-подцель бывает нескольких видов.
Первый тип подцели - это конкретизирующая подцель, при этом нисходящим вопросом будет "как?". Если целью является "достать миллион долларов", то более конкретными вариантами будут "заработать миллион долларов" или "получить в наследство миллион долларов". Различие между подцелью и надцелью проявляется в различии уровня абстракции или детализации. Покажем изменение уровня абстракции при постановке цели: "как достать миллион долларов? - Заработать". Изменение уровня детализации в приведенном примере можно показать так: "Как заработать миллион долларов? Приобрести высокооплачиваемую профессию; работать, откладывая деньги".
Второй тип подцели - это подцель, которая должна быть достигнута до надцели, и действия по достижению этих целей строго разграничены во времени. В этом случае вопросом будет - "что для этого нужно?" или "после чего?". Например, достигнуть цели "налить чаю" можно: достав чашку, вскипятив воду взяв заварной чайник или чайный пакетик. В этом случае различие между подцелями и надцелями в том, что подцели поставляют РЕСУРСЫ для достижения надцелей.

Цель интегрирует деятельность  ^

Чтобы было более понятно, как может выглядеть декомпозиция целей, приведем пример. Рассмотрим процесс постановки и конкретизации цели "утолить жажду".
Итак, наша цель "утолить жажду". Сначала давайте выясним, что именно перед нами находится - РЕЗУЛЬТАТ как желаемый объект или ситуация или ЦЕЛЬ с ее полной структурой.
Казалось бы, перед нами РЕЗУЛЬТАТ: утоленная жажда, однако, если посмотреть внимательней, то можно обнаружить структуру, присущую ЦЕЛИ. Действительно, можно сказать, что РЕЗУЛЬТАТ здесь - "жажда отсутствует", СРЕДСТВО будет складываться из абстрактного ПРОЦЕССА "утоление" и неизвестных пока РЕСУРСОВ.
Предупреждая возможные вопросы, сразу покажу, почему структура действительно присутствует и "утолить жажду " - это ЦЕЛЬ, а не просто РЕЗУЛЬТАТ.
Чтобы показать наличие структуры, давайте поиграем компонентами. Во-первых, достичь РЕЗУЛЬТАТА "жажда отсутствует" можно не только путем ее утоления. Можно переключить внимание, что на некоторое время субъективно заставит жажду умолкнуть. Можно вообще применить экстремистские меры и выпрыгнуть из окна, тогда жажда исчезнет вместе с жизнью. Важно то, что в словах "утолить жажду" СРЕДСТВО подразумевается, и оно не зависит от РЕЗУЛЬТАТА. Таким образом, мы действительно имеем дело с полноценной целью.
Осознав необходимость утоления жажды, сформулировав цель "утолить жажду", мы начинаем конкретизировать СРЕДСТВО. Допустим, мы решили "утолить жажду, выпив чаю", добавив РЕСУРС и конкретизировав ПРОЦЕСС.
Для полноты картины остается расписать процесс "выпить чаю" по действиям. Допустим, чтобы "выпить чаю" мы должны выполнить следующие действия: "взять чашку", "налить заварку", "налить кипяток", "выпить чай". А также показать, что каждое действие имеет полноценную цель.
Для "взять чашку": РЕЗУЛЬТАТ - "чашка у меня", СРЕДСТВО=ПРОЦЕСС - "взять" + РЕСУРС - не определен.
Для налить заварку: РЕЗУЛЬТАТ - "заварка в чашке", СРЕДСТВО=ПРОЦЕСС - "налить" + РЕСУРС - "заварка, чашка".
Для налить кипяток: РЕЗУЛЬТАТ - "кипяток в чашке", СРЕДСТВО=ПРОЦЕСС - "налить" + РЕСУРС - "кипяток, чашка".
Для выпить чай: РЕЗУЛЬТАТ - "чай во мне", СРЕДСТВО=ПРОЦЕСС - "выпить" + РЕСУРС - "чай в чашке".
Определив цели действий и задействованные ресурсы, мы можем заметить, что не все цели действий в процессе "выпить чаю" являются независимыми. Чтобы получить более точную картину, учтем связи между действиями. При построении иерархии целей уже не будем учитывать промежуточные узлы.
Вот так выглядит иерархия целей для нашего примера. Основная польза этого построения в том, что мы видим в компактном виде, как каркас предстоящих действий (связи с восходящим вопросом "после чего"), так и точки, в которых происходил выбор средств для достижения цели (связи с восходящим вопросом "как"). Естественно, в жизни встречаются гораздо более сложные и запутанные задачи. При этом полезные свойства иерархии целей проявляются еще сильнее, так как иерархическая структура гораздо более обозрима, чем просто линейный список действий, более удобна для конструирования новой деятельности и для "раскручивания" сложностей существующей деловой (или бытовой) практики. Однако одновременно с оптимистическим выводом относительно полезности иерархии целей приходится делать и пессимистическое наблюдение: в реальности часто иерархию целей не используют там, где это явно необходимо.

Задача  ^

Вместо иерархии целей используют линейный список задач. Давайте посмотрим, почему так получается.
Несомненно, иерархия целей удобна для конструирования сложной деятельности или при попытке в ней разобраться. Однако, в большинстве ситуаций внутри этой деятельности нам достаточно ответа на один вопрос: "что делать сейчас?". и действительно, зачем после того, как действия определены, учтены ресурсы, назначены исполнители, нам загружать себя связями и водить пальцем по иерархии целей?
Для того, чтобы превратить иерархию целей в список задач, мы группируем задачи по удобным для нас признакам: времени исполнения, исполнителю, ресурсам и записываем в линейный список так, чтобы всегда можно было определить, когда и что необходимо сделать. Чтобы прочувствовать, как это может быть в нашем примере с чаем, мы немного его расширим. Допустим, достать чашку мы можем, помыв ее. Для того, чтобы налить заварку нам надо заварить чай, а для того, чтобы налить кипяток и заварить чай, нам надо вскипятить воду.
Чтобы выделить задачи, выкидываем абстрактные цели "утолить жажду" и "взять чашку", определяем исполнителей и порядок действий. Я вскипячу воду, пока моя сестра будет мыть чашку. Потом она заварит чай, я налью заварку и кипяток, выпью чай. На рисунке слева показано превращение целей в задачи, а справа уже только перечень задач с разбивкой по исполнителям и раскладкой по времени, то есть план. От иерархии целей в задачах, изображенных справа остались только указания зависимости задач друг от друга по ресурсам.
Можно видеть, что в перечне задач присутствует информация, важная для совершения действий: что, когда и кому делать, но уже не содержится полной информации о причинах и целях, побудивших нас начать действия. Таким образом, план позволяет сузить фокус внимания до текущих задач, а значит, более полно сосредоточиться на действиях, однако он перестает отвечать на вопросы, когда что-то идет существенно не так. Например, воды в доме нет, чайных листьев или пакетиков тоже нет, а сестра ушла в гости к подруге. Глядя в список задач, я не смогу определить, как изменить план, чтобы достигнуть поставленных целей. Должен ли я теперь сходить в магазин за минералкой для утоления жажды или пойти в кафе, если я хотел именно чаю, или дождаться сестру, так как целью было заставить ее помыть чашку (из педагогических соображений :) ).
Задачи точно так же, как и цели, могут образовывать иерархические структуры для удобства ориентирования в длинном списке. Группировка задач при этом может не иметь ничего общего с группировкой целей. Это вызвано тем, что группировка задач, скорее всего, будет делаться по исполнителю, по времени выполнения, по виду действий или по другому признаку задачи, удобному для ответа на вопрос "кто, что и когда должен делать?". Из этого вытекает, что по иерархическому перечню задач мы уже не сможем выполнить достоверный переход к иерархии целей. В этом существенная разница между целью и задачей.
При постановке и выполнении привычной задачи мы переходим к шаблону действий, избавляя себя от необходимости думать, экономя энергию и повышая производительность действий. Весь мир вокруг нас построен на таких шаблонах: регламенты организаций, наши привычки, методологии разработки ПО, шаблонные планы проектов и т. д., и т.п. Где-то шаблоны работают хорошо, где-то посредственно, а где-то давно нуждаются в замене на более целесообразные планы действий. При применении шаблона полезно понимать, для достижения каких целей он создавался, и насколько текущие цели соответствуют условиям создания шаблона. Если такое понимание отсутствует, мы рискуем вместе с увеличением производительности получить полностью или частично ненужный результат.

Источники цели  ^

Мы посмотрели, во что превращается цель в процессе осуществления деятельности. Теперь можно пойти в обратную сторону и исследовать источники появления цели. Учитывая то, что цель интегрирует деятельность, вспомним определение деятельности в надежде найти предпосылки осуществления деятельности, а значит, и появления цели.
Большая советская энциклопедия определяет «деятельность» так: специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.
Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей.
Выделим основные положения, важные для нас: источники цели деятельности находятся вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей.
Так же важно вспомнить понятие "интерес".
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет «интерес» следующим образом Интерес, лат., 1) участие, принимаемое в каком-либо событии.-2) Выгода, польза материальная или нравственная; первая есть предмет гражданского (вещного и обязательственного) права; вторая обеспечивается в государств. праве нормами о неприкосновенности личности (жизни, здоровья, чести), о свободе совести, мысли, слова, печати.-И.- главный стимул человеч. деятельности, борьбы классов, исторического процесса
То есть причиной постановки цели является стремление к идеалу, к реализации ценностей и к получению пользы и выгоды. Можно считать, что реализация ценностей и стремление к идеалу вполне попадает в определение "получение пользы".
При работе с понятием пользы важно понимать три факта.
Во-первых, польза и представление о пользе - это разные вещи. При постановке цели субъект всегда руководствуется своими представлениями о пользе вне зависимости от их истинности. Кроме этого одна и та же цель может приносить, как пользу, так и вред. Для иллюстрации первого положения можно привести пример биржевого игрока, который покупает те или иные акции в соответствие со своими представлениями о том, что будет с курсом дальше. Для иллюстрации одновременного нанесения вреда и пользы можно привести в пример курильщика, который портит здоровье курением, но зато сигарета помогает ему сосредоточиться. Или сказать еще проще: когда я покупаю буханку хлеба, я получаю пользу, так как я смогу ее съесть, но одновременно я расстаюсь с деньгами, а это несомненный вред.
Во-вторых, представление о пользе может быть связано с совершенно различными ценностями: материальными, идеальными, сиюминутными, долгосрочными и т.д. и т.п. Кто-то больше ценит деньги, кто-то положит жизнь в борьбе за революционную идею, кто-то все свои деньги оставляет в казино и т.д. Интересы людей многообразны и в своем многообразии могут быть даже противоположными. Так кто-то предпочтет купить книгу на деньги, сэкономленные на питании, кто-то посчитает это абсолютно вредным действием.
В-третьих, представления о пользе нескольких субъектов могут пересекаться на одних и тех же объектах. При этом может возникать, как взаимное дополнение интересов, так и их конфликт.
Вообще, интересы субъектов по отношению к одним и тем же объектам могут находиться в трех крайних состояниях:
- нет пересечения, когда реализация интересов одного субъекта никак не влияет на реализацию интересов другого, например, мой интерес пообедать в кафе никак не пересекается с тем же интересом другого посетителя, пока там достаточно свободных столиков;
- взаимное дополнение, когда достижение интересов одного субъекта помогает достижению интересов другого, например половину моей комнаты занимает старое пианино, которое мне сто лет как не нужно, а кому-то оно необходимо для учебы в музыкальной школе, тогда я дарю свое пианино на условии самовывоза;
- конфликт, достижение интересов одного субъекта противоречит достижению интересов другого, например два молодых человека хотят жениться на одной и той же девушке.
Кроме этого могут существовать и промежуточные состояния, когда интересы частично дополняются, частично конфликтуют и частично независимы. В качестве примера можно привести торговлю. Я хочу приобрести буханку хлеба. Кто-то хочет получить деньги, и у него есть буханка хлеба. я могу купить буханку хлеба за деньги. Расставание с деньгами по большому счету для меня вредно, так же, как и расставание моего оппонента с буханкой хлеба, однако мы идем на сделку, учитывая разницу в полезности денег и хлеба для меня и для него. Психологи, социологи и экономисты утверждают, что подавляющее большинство взаимодействий между людьми и организациями от заключения договора между юридическими лицами до простого разговора на автобусной остановке представляют собой транзакции, в которых перераспределяются ценности: материальные, социальные, духовные, психологические и т.п.
Как же на самом деле взаимодействуют интересы субъектов в реальной жизни, давайте посмотрим:
- в случае независимости интересов каждый субъект будет реализовывать их по мере получения доступа к средствам;
- в случае дополнения интересов субъекты будут помогать друг другу в реализации интересов при условии наличия средств;
- в случае конфликта интересов субъекты будут мешать друг другу, используя имеющиеся средства.
Можно видеть, что первые два случая с большей вероятностью приводят к удовлетворению интересов (и их исчезновению), чем третий. По этому в реальности чаще всего существует баланс конфликтующих интересов, при котором все действия по изменению ситуации уже выполнены, на выполнение других действий по реализации интересов или отсутствуют средства или есть представление о возможных ответных действиях оппонентов. Чаще всего в такой ситуации цели субъекта ставятся так, чтобы не ущемлять интересов других субъектов, потому, что на большинство известных вариантов развития событий заготовлены встречные цели по предотвращению ущемления. В крайнем случае цели, ущемляющие чужие интересы, должны предусматривать противодействие.
Важность понятия интереса и баланса интересов для разработки программного обеспечения подтверждается тем, что в современных методиках сбора и описания функциональных требований к ПО считается, что программная система, по сути, предназначена для достижения целей некоторых ее пользователей или субъектов, заинтересованных в ее использовании, при общем соблюдении баланса интересов всех заинтересованных сторон.
Так, практически всегда, при внедрении учетной автоматизированной системы пользу получает руководство организации, для рядовых сотрудников это выливается в увеличение объема работы по вводу информации. Можно видеть, что баланс интересов, существующий до внедрения, нарушается. Так как интересы сотрудников ущемляются, важно понимать, что заставит их правильно и точно вводить данные в систему. Скорее всего, корни мотивации сотрудников будут лежать вне системы: или всех обяжут (при наличии административного ресурса), или придется повышать зарплату пользователям (при наличии материальных ресурсов), или придется провести разъяснительную работу и убедить пользователей в необходимости повышения нагрузки (при наличии идеологических ресурсов), или что-то еще. Если о новом балансе интересов явно не позаботиться, при внедрении мы получим большие проблемы в виде сопротивлении пользователей ущемлению их интересов.
Напоследок посмотрим, как представление об интересе и балансе интересов помогает нам определить события, запускающие постановку целей.
Во-первых, несомненно, цели могут быть поставлены при появлении интереса (потребности), как представления о пользе или при изменении представлений о пользе, изменяющих силу интереса.
Во-вторых, цели могут быть поставлены при объективных изменениях, связанных с ущемлением интересов, то есть, для предотвращения ущерба.
В-третьих, цели ставятся при появлении средств - возможностей удовлетворения интересов.
И, в-четвертых, следует понимать, что могут быть поставлены цели, связанные с будущими интересами: цели по приобретению средств (возможностей); цели для изменения своих представлений о пользе; цели для предотвращения изменений, ущемляющих интересы (цели по устранению угроз).
Чтобы закончить тему баланса интересов, осталось выделить еще два важных понятия, которые только вскользь упоминались ранее. Заинтересованная сторона является носителем цели и порождающего ее интереса. Действующее лицо является исполнителем поставленной задачи и может действовать в чужих интересах. Например, когда я прихожу в магазин, чтобы купить хлеб, я являюсь и заинтересованной стороной и действующим лицом одновременно. Продавец в этом случае является действующим лицом - он производит цепочку сложных действий: принимает деньги, пробивает чек, дает мне хлеб в интересах хозяина магазина - истинного носителя интереса, то есть заинтересованной стороны. В этом примере программное обеспечение кассового аппарата, единственным пользователем которого является продавец, служит интересам как минимум трех заинтересованных сторон: я хочу получить чек, свидетельствующий об оплате, хозяин магазина хочет вести учет с целью проконтролировать продавца и отчитаться перед налоговой инспекцией (третья заинтересованная сторона).
Таким образом, коротко подытожить разговор об интересах можно следующими утверждениями. Источником возникновения целей являются интересы целеполагающего субъекта, опирающиеся на его представления о пользе. При этом субъект предусматривает существование интересов других субъектов, которых коснутся действия по достижению цели. В мирное время в ситуации отсутствия борьбы цели ставятся так, чтобы сохранялся баланс интересов всех заинтересованных сторон. В ситуации борьбы или войны, постановка цели учитывает противодействие ее достижению.

Итог раздела  ^

В этом разделе были рассмотрены понятия цели, задачи, интереса, а так же связанные с ними понятия средства, процесса, ресурса, заинтересованной стороны (целеполагающего субъекта) и исполнителя (действующего лица).
Приведем тезисы, которые обсуждались в данном разделе.
- Цель содержит представление о результате и образ средств для достижения результата. Средства включают в себя представление о процессе достижения цели и требуемых ресурсах. Процесс достижения цели включает в себя целенаправленные действия. Цели частных действий процесса достижения цели становятся ее подцелями.
- Цель может иметь подцели двух типов: конкретизирующие (понижающие уровень абстракции постановки цели) и предшествующие (поставляющие ресурсы и обеспечивающие средства достижения надцели).
- Цель интегрирует деятельность путем выстраивания иерархии целей по связям цель - надцель. Иерархию целей следует применять при конструировании новой деятельности или "наведении порядка" в запутанной имеющейся деятельности.
- После определения цели происходит постановка задачи, в ходе которой цели перегруппируются для ответа на вопросы "кто, что и когда должен делать?". При этом исчезают абстрактные узлы иерархии целей и некоторые связи. То есть процесс перехода от иерархии целей к иерархии задач необратим.
- Типовые задачи: регламенты, привычки, шаблонные процессы и проекты, как шаблоны деятельности, повышают производительность (за счет более узкой фокусировки на действиях) при условии целесообразного их применения. При применении в ситуации с целями, несоответствующими условиям создания шаблона, мы проигрываем за счет выполнения полностью или частично ненужной работы.
- Цели порождаются интересами заинтересованных сторон (целеполагающих субъектов). Цели ставятся или с учетом соблюдения баланса интересов или с учетом противодействия сторон, интересы которых ущемляются.
- Для достижения целей заинтересованных сторон могут ставиться задачи, выполняемые действующими лицами, которые отличаются от заинтересованных сторон.
Это наиболее общие свойства цели, лежащие в основе всех ее применений в реальной жизни. В следующих разделах мы рассмотрим частные вопросы процесса целеполагания применительно к разработке и внедрению программного обеспечения.