Boatman's Home:  О сайте   Новости   Карта  
Статьи и заметки о менеджменте и системном анализе в ИТ + мысли о трудовых отношениях, рынках труда, услуг и программных продуктов
Это страница на старом движке. Новые статьи здесь
2011-08-19 05:37    Boatman   Обсудить в Google Groups   Перейти на страницу обсуждений

Данная статья создана для размещения на сайте boatmanshome.ru. Автор и обладатель исключительного права на эту статью - Нужненко Сергей Александрович.
Для данной статьи автор разрешает размещение ссылок и цитирование, а так же воспроизведение в личных и учебных целях.
Без согласования с автором запрещается для данной статьи или любой ее части воспроизведение в коммерческих целях, а так же любые распространение, публичный показ, импорт с целью распространения, прокат, переработка, сообщение для всеобщего сведения.
Для согласования видов использования статьи можно связаться с автором по e-mail: haron@ru.ru с пометкой в теме "Boatmanshome-text-use".

ШСА Cвойства информации

Зачем нам информация
Что такое информация
Фазовые состояния информации
Данные vs информация
Хранение и передача информации
Контекст
Атрибуты качества информации
Аналитик и информация
Повторяем тезисы

Я продолжаю цикл статей по материалам летней Школы Системного Анализа 2011. В прошлый раз был представлен обзор структуры курса ОПСА в ИТ и некоторые базовые убеждения, на основе которых он построен.

В этой статье мы продолжаем обсуждать основы подхода к выполнению аналитических работ. Ниже мы обсудим знания об информации, полезные с точки зрения работы аналитика.

Зачем нам информация  ^

Как мы разбирали в предыдущем разделе, основным предметом труда аналитика являтся информация. По итогам исследования она появляется на входе в аналитическую фазу работы и преобразуется в проектные решения (тоже информация), за которые должны принять ответственность другие люди.

Учитывая это, нам полезно понимать закономерности и факты, управляющие жизнью информации в реальном мире.

Что такое информация  ^

Информация - это фундаментальная категория (наравне с материей и временем) которая в разных источниках определяется по разному.

Вот одно из определений, которое нам вполне подходит.

Информация - это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой, помещенные в некоторый контекст; данные, как-либо оцениваемые приёмником информации (в частном случае, это может быть человек, малая группа). Как правило, получение информации связывают с уменьшением неопределенности существующего выбора; ответ на какой-либо заданный либо подразумеваемый вопрос. (При этом то, что для одних личностей (или с одной точки зрения) может быть данными, для других вполне может быть информацией).

Данные - сведения, представленные в определенной знаковой системе и на определенном материальном носителе для обеспечения возможностей хранения, передачи, приема и обработки.

Еще несколько определений можно найти здесь

Вызов профессии аналитика заключается в том, что основной предмет его труда - это информация. И, при этом, "В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина" (см. приведенную ссылку).

В разных местах часто происходит подмена понятий информации и данных. Точнее, их различие никак не видно, а еще точнее, в контесте находится какое-то особенное определение информации. Это необходимо учитывать и помнить, что единого определения пока не существует.

В итоге мы вправе построить свою микротеорию информации, опираясь на свой опыт и те свойства информации, которые пригодятся аналитику в работе.

Итак, в модели информации есть следующие компоненты:
- источник;
- контекст;
- канал передачи/получения;
- данные;
- приемник.

Данные всегда обнаруживаются на носителе и допускают операции:
- передачу;
- прием;
- хранение;
- транспортировку;
- переработку.

Однако самое важное наступает после интерпретации данных, порождающей информацию внутри приемника.

Информация служит для нелинейного изменения поведения и/или состояния приемника. Слово "нелинейно" означет то, что величина изменения поведения или состояния непропорциональна энергетическому воздействию при передаче.

Все понимают, что, например, в обычной жизни сдвинуть взрослого мужчину с места проще (и безопасней) путем информационного обмена, а не силовых манипуляций.



Повторим первое и самое важное, что мы должны знать об информации: информация - средство изменения поведения и/или состояния - рабочее тело любой системы управления. Информация изменяет поведение субъекта путем изменения количества вариантов выбора.

Можно сказать и больше: поведение людей полностью основано на полученной информации: как полученной ранее, так и полученной прямо сейчас.

Этот факт означает, что работа с информацией (не с данными) не может быть полностью точной наукой. Во-первых мы имеем контекст и процесс интерпретации, что пол-беды. Вторая половина проблемы в том, что информация - это ключ к поведению, а значит, к управлению. Следовательно, любой процесс порождения, передачи, получения и потребления информации всегда будет находиться в перекрестье множества (часто противоположных) интересов.

Любая работа с информацией - это часть процесса управления поведением (по крайней мере изменения поведения) ее потребителей.

Фазовые состояния информации  ^

Кроме своей наэлектризованности конфликтом интересов вокруг управления поведением, информация имеет еще рад интересных свойств.

Давайте рассмотрим способы обнаружения данных и информации.

Для того, чтобы убедиться, что перед нами данные мы должны обнаружить носитель, на нем знаки в известной нам знаковой системе, а так же убедиться, что возможны операции хранения, передачи/приема и обработки.

Данные удобны тем, что их (хотя бы мысленно) можно положить в тачку, то есть обнаружить в реальной действительности.

Теперь давайте посмотрим на информацию. Чтобы обнаружить информацию нам надо представить или предъявить данные. Затем, обнаружить контекст, отвечаемый вопрос, а так же исследовать влияние этих данных на изменение выбора интерпретирующего субъекта. Если интерпретирующего субъекта нет под рукой, нам придется строить предположения для того, чтобы сделать вывод о связанной с данными информации.

Иными словами, информацию нельзя положить в тачку. Информация у приемника обнаруживается по итогам приема и интерпретации данных, а в конечном счете на основе изменения поведения. То есть простое доказательство существования определенной информации может быть совсем непростым и не быстрым процессом.

Чтобы пойти дальше в исследовании свойств информации, предлагаю ответить на такой вопрос: что перед нами, данные или информация, и где содержится больше информации:
- на столбике ртутного медицинского термометра,
- в паспорте гражданина РФ,
- в двухтомнике Л.Толстого "Война и мир"?

В первом случае контекст и правила применения термометра понятны, отвечаемый вопрос (какова температура тела) тоже, кажется, ясен. Варианты выбора зависят от ситуации, но их можно себе представить. Например, идти на работу, идти к врачу или вызывать скорую помощь. Перед нами информация.

Во втором случае (с паспотом) у нас более широкий, но все такой же строгий контекст. Больше ситуаций с вариантами интерпретации. И, при этом, у нас опять информация.

В третьем случае все сложнее. Контекст не имеет четких границ. Отвечаемый вопрос не виден. Вариантов интерпретации настолько много, что не помещаются в одного человека. Что же это такое?

В качестве четвертой точки давайте возьмем надпись из трех букв, выполненную на стене школьником Васей из соседнего подъезда. Какой контекст? Какой вопрос? Как это применять - что делать? Это информация или данные? Вроде, на информацию не похоже.

С другой стороны, изменяет ли прочтение Войны и мира поведение читателя? Кажется, такое возможно. Изменяет ли состояние читателя (читательницы) прочтение слова из трех букв на стене?

Наши затруднения уменьшатся, если мы вспомним относительность информации и постулируем возможность различных фазовых состояний информации. Информация, получаемая в результате интерпретации данных зависит от разницы между контекстом приемника и представлением источника о контексте приемника.

При этом сама информация обнаруживается в виде изменения количества вариантов выбора у приемника.



Если кого-то удивляет, почему я говорю "изменение количества вариантов", а не "уменьшение ...", давайте рассмотрим такой пример.

Я прихожу в кафе и чтобы определиться с выбором между пироженкой и мороженкой я спрашиваю у официанта: "Что у вас чаще заказывают?", на что получаю ответ: "чаще заказывают блинчики" и мой выбор расширяется с двух вариантов до трех. Получил ли я информацию? Кажется, да. Уменьшился ли мой выбор? Кажется, нет.

После попытки сведения вышеперечисленных рассуждений в модель, мы получаем такой квадрант фазовых состояний информации.



Распределение наших примеров по квадранту вопрос-ответ представлено с точки зрения приемника информации. С точки зрения источника, чаще всего, отправляемая информация находится в зоне "есть вопрос-есть ответ". Хотя, пример со словом на стене вполне может быть и в квадранте "есть ответ-нет вопроса".

Сущность, обратную информации мы будем называть "неопределенность".

В секторе квадранта "нет вопроса-нет ответа" неопределенность будет абсолютной, в секторе "есть вопрос-нет ответа" неопределенность ограниченная.

Рассмотрим цикл принятия осознанного (рационального) решения. Выбор не сужается мгновенно. Чаще всего, перед тем, как принять к действию то или иное решение, происходит поиск ответов на ряд вопросов.

Например, садясь в лифт мы спрашиваем себя: "куда я хочу попасть?" и "на каком это этаже?" перед тем, как ответить на вопрос "куда нажать?".



Важно понимать, что на практике при принятии решения о дальнейших действиях у нас все еще остается неопределенность, которая снимается с помощью сортировки вариантов по различным критериям.

Чуть подробнее о принятии решений и сопутствующей неопределенности мы поговорим в других разделах, когда будем обсуждать практическое мышление.

Существуют и более короткие реализации выбора, не содержащие циклов постановки вопросов и ответов на них - мы будем называть их иррациональными.

Например, мы нажали третий этаж, так как нам понравилась именно эта кнопка или купили Чупа-Чупс под влиянием красочной рекламы.

Необходимо заметить, что иррациональный не значит неправильный. Выбор может быть интуитивным и вполне оправданным.

При этом мы помним, что работа аналитика - подготовка рационального выбора. Однако при принятии некоторых решений остается неопределенность, преодолеваемая иррациональным выбором.

С точки зрения порождения информации мы можем получать такие же пути: рациональный - через вопросы к ответам и иррациональный - ответ без вопроса.

Данные vs информация  ^

В приведенном в начале определении содержится тезис об относительности информации: что для одного информация, для другого может быть просто данными.

Уже сами данные содержат в своем контексте знаковую систему и множество возможных способов интерпретации.

Давайте рассмотрим такой ряд:
1. 72
2. 72 см
3. ширина 72 см
4. ширина этой стиральной машинки 72 см

Исследуем два вопроса: для какого количества людей и ситуаций это данные или информация, что уже автоматически находится в контексте.

1. В контексте знание, что такое числа. Ситуации, где это информация можно себе представить: ответ на вопрос "сколько километров до города?", ответ на вопрос "сколько вам лет?".

2. В контексте знание, что такое числа и меры длины в метрической системе. Ситуации так же представимы, но их класс Уже, чем в прошлый раз.

3. В контексте все, что в прошлый раз и понятие ширины. Ситуации возможны, но их меньше.

4. В контексте все, что в прошлый раз и понятие стиральной машинки и ее ширины. Ситуаций еще меньше. Например, мы хотим купить машинку и должны убедиться, что она влазит на кухню между плитой и раковиной.

Для того, чтобы данные стали информацией для субъекта нужно, чтобы в круг ситуаций применения этих данных попала текущая ситуация субъекта.

Что интересно в этом всем аналитику:
- Мы видим, что данные, не являющиеся информацией для субъекта, все равно имеют контекст и предполагают возможный круг ситуаций использования;
- Так же данные определяют круг ситуаций, в которых их использовать нельзя;
- Данные могут быть преобразованы по правилам, определяемым их контекстом;
- Данные могут быть переданы как в исходном виде, так и после преобразования.

С точки зрения философии интересно то, что абсолютной границы между данными и информацией нет. И возможно, перед нами еще одна ось фазового состояния информации, вдоль которой можно отложить степень пересечения множества вариантов интерпретации, допускаемых данными с множеством вариантов интерпретации, возможных для субъекта в текущем состоянии.

Этот вопрос решит фундаментальная теория информации, когда она будет построена. А сейчас, просто, отметим, вдруг пригодится на практике...

Хранение и передача информации  ^

Посмотрим кратко особенности хранения и передачи информации.

Нам известны 3 основных носителя информации для хранения и передачи:
- бумажные и цифровые документы;
- базы данных и другие представления внутри автоматизированных систем;
- голова человека.

Способ хранения информации определяет такие характеристики, как надежность, долговременность хранения и возможный объем информации.

Для того, чтобы хранилась именно информация, а не данные мы должны позаботиться о наличиии контекста и метода интерпретации, которые были бы общими и неизменными при записи и при чтении.

При том, что документы и базы данных могут хранить громадное количество информации, надо понимать, что наиболее точная передача контекста и метода интерпретации возможна с использованием живого человека, хотя он проигрывает в объеме данных, в скорости и безошибочности воспроизведения.

Для моделирования распространения информации мы можем использовать коммуникационную сеть, показывающую промежуточные узлы и каналы передачи информации.



На такой сети можно отследить задержки и места потенциального искажения информации.

Вот возможные коллизии при передаче информации:
- искажения при передаче и хранении (особенно при передаче через голову человека);
- при уточнении ответов на один и тот же вопрос (часто так бывает при выходе версий документов) отдаленные узлы могут получать информацию с задержкой;
- особенно интересно, когда одну и ту же информацию отдаленный узел может получить разными путями - полученные даные могут не совпадать.

Анализ коммуникационной сети всегда важен при проектировании и анализе схем деятельности. Как уже было сказано, поведение определяется суммой всей поступившей информации. Это значит, что коллизии при распространении информации, управляющей деятельностью, могут создавать сбои в работе.

И еще важно то, что при работе со схемой деятельности работают не только официально спроектированные каналы, по которым сотрудники получают информацию, но и другие не запланированные каналы, которые всегда будут возникать в организации.

В фазе исследования аналитик всегда сталикивается с какой-то коммуникационной сетью, в рамках которой он получает первичную информацию - исходные данные.

Первые вопросы, на которые необходимо ответить при сборе исходных данных:
- Существуют ли ответы на данные вопросы или для ответов придется проводить не сбор информации, а исследования и измерения?
- где, на каких носителях существует искомая информация?
- из каких источников, когда и в каком контексте появились получаемые данные?



Второй обычный шаг - помещение исходных данных в управляемое состояние с приемлемым временем и стоимостью доступа и изменения (внесения корректровок/версий).

При выполнении этих двух шагов надо учитывать следующие риски:
- Там, где мы собираем исходные данные может лежать копия информации. Копия может быть искажена, может быть устаревшей. Полезно получать доступ к первичной записи, или для копий, для которых гарантируется своевремнное обновление.
- Важно понимать, что ответ на некоторые вопросы может не существовать в единственном экземпляре. Такой ответ появляется по месту и может быть разным в зависимости от времени и субъекта.
- Для обработки предыдущих рисков надо понимать, каким путем информация попала туда, где мы собираем ее в качестве исходных данных (можно прикинуть на салфетке коммуникационную сеть исследуемого участка организации/деятельности). Важно понимать состояние канала передачи для данной информации: канал устойчивый и рабочий (существуют какие-то гарантии своевременной передачи данных), канал плавает (каждый раз данные передаются по разному), канал оборван.



Особым случаем при сборе информации является работа с человеком. Не всегда можно в беседе сразу отличить, что сейчас делает интервьюируемый: выдает имеющуюся у него информацию или порождает ее на ходу, не изменятся ли ответы на вопросы после того, как вы расстанетесь. Здесь особенно важно понять, откуда берется информация:
- существует согласованный ответ на вопрос (желательно, записанный);
- ответ на вопрос появляется по мере необходимости (сейчас вы слушаете текущую версию) и может измениться;
- человек никогда не задавался таким вопросом и прямо сейчас сочиняет ответ.

Некоторых читателей могло удивить неявное выделение колизий, связанных с версиями/уточнениями/корректровками в важную отдельную группу.

Дело в том, что наша повседневная деятельность преимущественно циклична и связана с ответами на одни и те же вопросы.

В случае, когда ответы на один и тот же вопрос меняются так же часто, как задается вопрос (яркий пример - вопрос о погоде), сети коммуникации оптимизированы под передачу без искажений, так как узкие места, порождающие коллизии, выявляются быстро.

Но есть большая группа вопросов, получающих условно постоянные ответы, изменения в которых все же возможны.

Так, в примере с лифтом, вопросы "куда я хочу" и "на каком это этаже" мы задаем себе первые пару-тройку раз, если это лифт в офисе на работе или в доме, где мы живем. Затем, в следующие разы, мы жмем кнопку по тому, что жали на нее в прошлый раз.

Таким образом важны моменты, когда ответы на часто отвечаемые вопросы с условно постоянным ответом меняются. К таким вопросам часто относятся важные (с точки зрения результата) вопросы об организации и методике выполнения деятельности, о текущих предположениях и принятых проектных решениях (которые могут быть переприняты в ходе проекта), о целях и ожидаемом результате.

При распространении такой информации в сложных коммуникационных сетях могут появляться существенные искажения и замедления.

Для борьбы с такими проблемами при организации работы мы можем явно учитывать форму коммуникационной сети (или выстраивать ее), а для проектных решений применять методы управления изменениями и конфигурацией.

Контекст  ^

Наличие контекста делает возможным превращение данных в информацию и наоборот, информации в данные. При любой обработке информации учет контекста исключительно важен для минимизации искажений, связанных с разницей контекстов принимающей и передающей сторон.

Что необходимо учесть, чтобы зафиксировать контекст при подготовке информации к передаче или при сохранении?

Вот перечень компонентов контекста:

1. Люди/субъекты (заинтересованные лица или стороны), для которых предназначена информация - те, кто должен интерпретировать данные правильным образом;

2. Поскольку речь идет о возможной интерпретации информации, то необходимо зафиксировать интересы и цели субъектов (возможно, предполагаемую деятельность) в рамках которых будут интерпретироваться данные;

3. Для того, чтобы дать информацию, пригодную для интерпретации необходимо так же зафиксировать границы:
- временные рамки, в которых данные должны интерпретироваться верно;
- пространственные рамки, в которых данные должны интерпретироваться верно (речь не только о геометрическом пространстве, но и о других пространствах, в которых возможна интерпретация ответа);
- детализация и масштаб, достаточные для правильной интерпретации (при отправке данных) и фактически присущие данным (при получении).

4. Предполагаемые методы и инструменты измерения. Здесь я имею ввиду алгоритмы, переводящие свойства реальных объектов в данные - записи в определенной знаковой системе, а так же обратные алгоритмы, позволяющие на основе данных верно находить описанные объекты или свойства в реальности.

Для упражнения возьмите лист бумаги и быстро напишите ответ на вопрос: "где вы находитесь?".

Теперь давайте посмотрим, как с полученным ответом стыкуется контекст.

1 и 2. Насколько применим ответ с точки зрения
- городской службы доставки цветов?
- службы доставки товаров со складом на другом континенте? На Юпитере?
- командира атомной подводной лодки, наводящего баллистическую ракету? Или орудийного полка, находящегося в 50км от вас?
- вашего друга, с которым вам надо встретиться?

3. В каких границах ваш ответ сохраняет свое качество?
- время: пара часов вперед и назад от сейчас? минус 10 лет? плюс 100 лет?
- пространство: в рамках квартала? города? континента? Земли? солнечной системы? городского справочника адресов? национальной почтовой базы адресов?
- детализация - с какой точностью указано местоположение: до сантиметров/метров; с точностью до дома/квартиры/улицы?

4. Как указано местоположение?
- географические координаты?
- адрес?
- местоположение в квартире/офисе в виде номера/названия комнаты?

Укажите инструменты и методы, необходимые получателю информации для декодирования вашего ответа.

Можно видеть, что по всем компонентам контекста возможны варианты, которые предписывают выдать разные данные в ответ на один и тот же вопрос.

Субъекты и предполагаемые цели/интересы - это главный компонент контекста. Остальные компоненты чаще всего могут быть выведены на основе фиксации людей и интересов. При этом для беспроблемного процесса превращения информации в данные полезно явно фиксировать (в голове или на бумаге) пространственно-временные границы, детаизацию и применемые методы и инструменты измерения.

Иногда для фиксации производных компонентов контекста необходимо понимание процессов, в которых будет использоваться информация.

Многие, вероятно, заметили, что из контекста странным образом исчез сам отвечаемый вопрос.

Считать ли вопрос частью контекста, частью информации или считать его отдельно стоящим элементом процесса порождения/передачи/потребления информации - не так важно.

Лично я считаю, что вопрос должен быть частью информации. Это позволяет рассуждать о фазовых состояниях информации и многие процессы работы с информацией представлять, как жизненный цикл информации, в ходе которого изменяются фазовые состояния и количественные составляющие по осям "вопрос" и "ответ".

При этом важно понимать, что вопрос, на который дают ответ имеющиеся данные должен быть.

Таким образом везде, где мы имеем данные для передачи/интерпретации должны быть известны три ключевых вещи:
- каковы отвечаемые вопросы?
- для кого это предназначено?
- для чего (достижение целей, соблюдения интересов, выполнения деятельности) это предназначено?

Атрибуты качества информации  ^

Теперь давайте рассмотрим атрибуты качества информации. Качество - это степень соответствия ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон.

Вот список атрибутов качества информации, с точки зрения процесса интерпретации:

1. Применимость (адекватность) - атрибут, прямо указывающий, возможно ли (на сколько возможно) применение полученной информации.

Например, если я заказываю пиццу домой и в ответ на вопрос о местоположении говорю: "я в ванной", то это не применимая информация.

Применимость обеспечивается атрибутами качества, перечисленными ниже.

2. Полнота - показывает, достаточно ли компонентов полученных данных для применения.

Например, для заказа пиццы местоположение нужно указать так: улица, дом, квартира. 3 компонента обеспечивают полный (в данном контексте) ответ на вопрос "где я нахожусь". При этом для доставки пиццы нужны еще и ответы на другие вопросы: телефон, как поступить у подъезда (номер домофона/позвонить на телефон/код домофона).

3. Достоверность - вероятность того, что информация соответствует действительности и может быть успешно применена.

4. Актуальность говорит о том, как временные границы, в которых обеспечена достоверность или применимость информации, пересекаются с моментом интерпретации/применения.

При заказе пиццы информация о месте доставки актуальна пока я жду курьера. Сколько это точно? Все зависит от обещанного времени доставки и степени моего терпения. Плюс поправка на форс-мажор, вынуждающий меня уехать.

5. Непротиворечивость информации обеспечивается возможностью совместного применения полученных компонентов данных. Протворечивые данные свидетельствуют об искажении, что понижает достоверность и применимость.

Если я, заказывая пиццу, указал номер дома, которого нет на указанной улице - это противоречивая информация.

6. Точность говорит о достаточности данных по конкретному вопросу для применения. Точность иногда может сливаться с полнотой, но в других случаях явно выделяется.

Например, указывая место при заказе пиццы, я мог сказать улицу и дом, но не сказать квартиру. Здесь можно сказать, что я дал неполную информацию (не указал квартиру) или не точную информацию (дал адрес с точностью до дома).

Такая двойственность уже невозможна, если я указал дом, но не указал улицу - это однозначно неполная информация.

С другой стороны, если я указываю температуру, то ответ 35+-3 градуса будет точным в ответ на вопрос "что мне надеть на улицу?" и не будет точным при вопросе "куда идти: на работу или к варачу?". Здесь полнота не применима, хотя притянуть ее за уши все же можно, дробя вопрос о температуре на несколько вопросов: "сколько десятков, сколько единиц, сколько десятых?". Можно видеть, что грань между полнотой и точностью задается структурой отвечаемых вопросов. Место проведения грани определяется потенциальной применимостью ответа на отдельный микровопрос: в примере с температурой может ли быть интересно, сколько десятых, без ответов на вопросы о единицах и десятках?

Аналитик и информация  ^

Все аналитические работы - это работы с информацией.

Сначала у нас есть информация в фазе абсолютной неопределенности, объекты исследования и немножко разрозненной обрывочной информации в фазах "есть ответ" (размазанной по объекту исследования) в неуправляемом состоянии (дорогой доступ и измение) в качестве, недостаточном для применения: неполная, неточная, не всегда актуальная, не всегда достоверная, иногда противоречивая.

Аналитик улучшает информацию:
- превращает абсолютную неопределенность в ограниченную (получает вопросы),
- собирает имеющуюся информацию в управляемое состояние,
- порождает информацию путем исследования и синтеза,
- повышает атрибуты качества,
до тех пор, пока информация не оказывается в должном качестве: согласованными проектными решениями (по необходимости сопровожденными обоснованием и исходными данными), применимыми при реализации.

Информационный подход к аналитическим работам наиболее фундаментальный из возможных. Это не типично для современных практик в ИТ.

Я являюсь сторонником именно фундаментальных подходов к выстраиванию практик работы, так как это дает
- уход от разроpненного набора рецептов и шаблонов, не всегда успешно стыкуемых, и с недоказанной полнотой;
- возможность прогнозировать, идентифицировать риски и анализировать разрывы в планах и схемах на основании небольшого количества базовых принципов;
- возможность уйти от шаблонов, а по необходимости и ситуации строить собственные шаблоны и методологии;

Перечисленное выше определяет уход от кустарного подхода ("что делать для") к инженерному подходу, дающему ответ на вопрос "что делать" на основании ответа на вопрос "как устроен мир".

Повторяем тезисы  ^

Вот основные мысли, изложенные в этом разделе.

Информация - это рабочее тело системы управления, она служит для изменения поведения или состояния субъекта путем изменения количества вариантов выбора.

Информация основана на данных, интерпретируемых в контексте. одни и те же данные могут для разных субъектов становиться основой для разной информации, то есть информация относительна. И эта относительность обусловлена различием контекстов субъектов, интерпретирующих данные.

Нам полезно видеть фазовое состояние информации в четырех осях:
- "вопрос: есть/нет",
- "ответ: есть/нет",
- "количество мыслимых вариантов интерпретации: много (данные), 1 (информация)",
- "количество реальных для субъекта вариантов интерпретации: 0 (данные), 1 (информация), много (неоднозначная информация)".

Такое видение информации позволяет множество процессов с участием информации уложить в жизненный цикл информации с постепенным изменением ее фазовых состояний.

Распространение информации можно моделировать на коммуникационной сети. Важно учитывать коллизии, связанные с искажениями, задержками и другими проблемами в каналах и узлах. Понимание коммуникационной сети и возможных коллизий важно с двух сторон:
- при сборе информации (для обеспечения качества исходных данных),
- при выстраивании или исследовании деятельности (так как поведение определяется полученной информацией, а источники и каналы получения информации описываются коммуникационной сетью).

Контекст является неотъемлемой частью превращения данных в информацию, фиксация контекста важна для передачи информации без искажений.

Основные вопросы, которые должны получить ответ при передаче информации:
- каковы отвечемые вопросы;
- для кого;
- для чего.

Качество информации может быть задано или измерено с помощью атрибутов качества информации. Основное качество информации - применимость, остальные атрибуты качества информации отражают разные стороны ее применимости.

Работа аналитика - это приведение фазового состояния, атрибутов управляемости и атрибутов качества определенной информации к требуемым значениям. Такое видение обеспечивает инженерность подхода и позволяет уйти от рецептов и шаблонов к твердому владению практикой при решении любых аналитических задач.