Boatman's Home:  О сайте   Новости   Карта  
Статьи и заметки о менеджменте и системном анализе в ИТ + мысли о трудовых отношениях, рынках труда, услуг и программных продуктов
Это страница на старом движке. Новые статьи здесь
2009-08-08 14:09    Boatman   Обсудить в Google Groups   Перейти на страницу обсуждений

Данная статья создана для размещения на сайте boatmanshome.ru. Автор и обладатель исключительного права на эту статью - Нужненко Сергей Александрович.
Для данной статьи автор разрешает размещение ссылок и цитирование, а так же воспроизведение в личных и учебных целях.
Без согласования с автором запрещается для данной статьи или любой ее части воспроизведение в коммерческих целях, а так же любые распространение, публичный показ, импорт с целью распространения, прокат, переработка, сообщение для всеобщего сведения.
Для согласования видов использования статьи можно связаться с автором по e-mail: haron@ru.ru с пометкой в теме "Boatmanshome-text-use".

Техника планирования тренинга

Введение
Что получит слушатель
   Понятие ЗУН и что это такое
   Знание
      Знание: общие положения
      О.С.С.Я.С.П.Д.
      Истина, точка зрения и модель
      Система понятий
      Как планировать тренинг в части знаний
   Навык
      Классификация навыков
      Идентификация навыка
   Умение
   Объем ЗУН
Как поместить ЗУН в слушателя
   Как нас учили в институте
   Тренинг и его цели
   Структура тренинга
   Цикл Колба
   Структура модуля и цикл Колба
   Подбор упражнений
      Виды упражнений
      Особенности передачи большого объема знаний
Некоторые соображения о планировании тренинга
Техника планирования тренинга
Заключение

Введение  ^

Когда я разрабатывал свои первые тренинги у меня возникло много вопросов, связанных с планированием тренинга:
- как правильно объединять материал в темы;
- как распределить темы между тренингами;
- как подбирать упражнения и другие формы занятий;
- какое количество упражнений считать достаточным;
- как предъявить требования к начальной подготовке слушателей тренинга.

От ответов на эти вопросы зависит сценарий тренинга, ракладка по времени, а так же представление программы тренинга в целом, его окончательная длительность и цена, то есть содержание коммерческого предложения для данного тренинга.

Если учесть то, что при наличии одного клиента тренинг адаптируется под его требования, цикл планирования необходимо повторять каждый раз и мы встречаем еще ряд вопросов:
- в каком виде разрабатывать и хранить материалы, чтобы было удобно перепланировать тренинг;
- как проверить, что мы ничего не забыли включить в программу;
- какие вопросы необходимо поставить, чтобы проверить начальную подготовку слушателей.

К этим вопросам добавляются вопросы, связанные со спецификой моих тренингов - это, в основном, тренинги для системных аналитиков и менеджеров проектов, в которых изучается большой объем теоретических понятий и формальных техник анализа и синтеза проектных решений.

Не смотря на наличие большого количества материалов для тренеров, единой техники планирования, описанной компактно и отвечающей на все мои вопросы, найти не удалось. По этому мне пришлось собирать самодельную технику планирования с использованием различных источников.

Ниже в статье представлено описание результата: пошаговая техника планирования тренинга. Основное отличие от информации, представленной в литературе - это описанние планирования объема знаний, навыков и умений, то есть того, что находится внутри тренингового модуля. Структура тренинга на уровне модуля, понятие "Цикл колба" и некоторые другие факты хорошо описаны в имеющихся книжках для бизнес-тренеров и честно мной оттуда позаимствованы для представления полного алгоритма планирования.

В частности, при подготовке статьи были использованы:
- Информация о подготовке и планирвании тренинга, полученная мной на тренинге тренеров от Ирины Цюрупы и раздаточные материалы тренинга;
- книга: Венщикова И.А. Технология работы и ведения бизнес-тренинга. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2006. - 342 с.

Я считаю, что такая техника будет интересна начинающим бизнес-тренерам и преподавателям. Так же надеюсь, что материал этой статьи будет интересен и опытным специалистам.

В статье описаны следующие темы:
- обсуждение результатов, котрые получают слушатели, и базовых элементов, из которых складываются эти результаты,
- какие бывают виды занятий,
- некоторые дополнительные факты относительно обучения,
- в каком виде исходно прорабатывать и хранить материалы тренинга,
- пошаговый алгоритм планирования.

Что получит слушатель  ^

Понятие ЗУН и что это такое  ^

Для успешного планирования любого мероприятия мы должны определить его цели. И тренинг здесь не исключение. Каковы же цели тренинга? Очевидно в передаче слушателям каких-то знаний и умений. Но только ли в этом? Хотелось бы знать полный перечень того, что мы закладываем слушателям во время тренинга.

Не рассуждая долго на эту тему я скажу то, что вычитали в книжках для бизнес-тренеров и это совпадает с внутренним ощущением: слушатели получают знания, умения и навыки. Кратко - ЗУН.

Чтобы избежать разночтений, здесь мы разберем, что это такое. Сначала рассмотрим словарные определения, а затем их обсудим.

Понятие Определение Пример
Знание Проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. (БСЭ) Знание, что такое число каковы правила сложения и вычитания.
Умение Действие, для выполнения которого необходим сознательный самоконтроль. (Словарь - экономика и финансы).
Освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. (Общая психология).
Умение складывать и вычитать в столбик - действия, выполняемые по алгоритму под контролем сознания. Такое действие, в частности, допускает прерывание и возвращение к сложению, так как оно может быть разложено на ряд более мелких действий.
Навык Доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего - двигательной). Сложение и вычитание небольших чисел в пределах таблицы сложения или мгновенный подсчет небольшого числа предметов с одного взгляда.

Итак всего 3:
- Знание отражение действительности в сознании,
- Навык автоматическое действие,
- Умение сложное действие, контроллируемое сознанием.

Для определения объема тренинга необходимо перечислить конечные знания, умения и навыки. Для придания объему более конкретного вида нам необходимо понять, как точно определить ЗУН, передаваемые именно в этом тренинге. Точное определение результата даст нам возможность легче разрабатывать как средства передачи ЗУН в ходе тренинга, так и способы контроля результатов тренинга.

Знание  ^

Знание: общие положения  ^

Очевидно, что для точного определения знания нам необходимо определить участок действительности, отражение которого мы будем создавать в сознании слушателя. Так же не плохо бы определить точку зрения на этот участок.

В различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах решение вопроса систематизации знаний находится в разном состоянии.

Если есть стройная теория, то система знаний уже построена.

Если теорий несколько или они находятся на этапе построения все немного хуже.

Когда речь идет об авторских прикладных разработках в области бизнеса выстраивание системы знаний - это часть задачи консультанта и тренера.

В моей области: консалтинг, прикладной системный анализ, моделирование и проектирование деятельности и устройства бизнес и ИТ систем, выстраивание системы знаний, связанных с интересными мне ЗУН - это отдельная работа.

Учитывая сказанное выше я считаю, что для тех, кто не имеет проблем с систематизацией знаний в своих областях информация из этого раздела может носить факультативно-справочный характер, то есть такие читатели могут этот раздел пропустить.

А с теми, кто остался, не вдаваясь в философские подробности мы рассмотрим систему понятий, связанных с познанием окружающей действительности, созранением и передачей знаний.

О.С.С.Я.С.П.Д.  ^

Заголовок подраздела означает: Объект, Субъект, Сущность, Явление, Процесс, Деятельность. В этом разделе мы рассмотрим элементы классификации, с использованием которых строится система знаний по определенной теме.

Такую штуку, которая существует вне нас и независимо от нас, на что направлено познание, и что выделяется как целостность, мы будем называть Объект или Предмет. Объектом может быть все: изгрызенная мной ручка, которой я делаю пометки в черновиках, мой ноутбук, на котором пишутся эти строки, первый том романа Л.Н. Толстого "Война и мир" с царапиной на серой обложке, стоящий у меня на полке.

Для мысленных операций с множеством однородных объектов мы можем использовать понятие Класс. Класс конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Так класс синих ручек включает и мою ручку, которую мы только что обсуждали и все другие синие ручки.

Объект может мыслиться нами, как Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Например тот же томик Толстого (как объект) может состоять из других объектов: листы, переплет, обложка.

Субъект, в отличие от объекта это тот, кто познает, мыслит и действует. Это могут быть люди, организации, государства и т.п.

Важно понимать, что определение субъекта связано с познавательными, мыслительными и осуществляющими действия функциями. При этом физическое представление субъекта вполне может стать объектом, когда эти функции будут направлены на него. Таким образом я, Сережа, пишущий эти строки - субъект. И одновременно мы можем говорить о моем теле и сознании, как об объектах.

То есть субъект - это не физическое представление, а роль, объединяющая функции объекта, связанные с познанием и другой мотивированной деятельностью.

Любой объект и субъект в ходе познания представлен двумя частями: сущностью и явлением.

Сущность - это постоянное основное свойство вещи, без которого она немыслима.

Продолжая пример о ручке, можно сказать, что сущность синей ручки мыслится мной, как: продолговатая хрень, пишущая на бумаге синим цветом, диаметр - 5-15мм, длина 10-20см.

Пока я так мыслю, в качестве синей ручки мне подойдет любой предмет, позволяющий мне писать и носить его в потфеле (благодаря габаритным размерам). При этом синяя ручка может являться мне по разному.

Явление - это философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета; форма обнаружения (выражения) сущности предмета.

Та же синяя ручка из предыдущего примера может являться миру, как моя ручка, добавляя к сущностным признакам внешние свойства и отношения: черный цвет корпуса, следы зубов, конкретные размеры и форму (котрые у нее есть, но я здесь не привожу), материал (пластик), принадлежность (моя), производитель (какая-то определенная китайская фирма), и т.д.

Сущность "Роман Л.Н. Толстого Война и мир" является миру, как томик серого цвета "Издательство: АСТ, 2004 г. Твердый переплет, 736 стр. ISBN 5-17-025543-8, 5-17-013522-X Тираж: 2000 экз. Формат: 84x108/32"; принадлежащий мне, с царапиной на обложке, стоящий на полке у меня в шкафу и т.д. и т.п.

При этом всем та же сущность одновременно является в виде любого из всех двух тысяч экземпляров, выпущенных данной редакцей под данным ISBN и даже в виде любого из всех вообще печатных экземплярах романа, а так же его электронных копий.

Нам важно понимать, что добавляется при переходе от сущности к явлению. По определению - это внешние свойства и отношения. Обратимся к определениям.
Свойство философская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Всякое С. относительно: С. не существует вне отношений к другим С. и вещам. С. вещей внутренне присущи им, существуют объективно, независимо от человеческого сознания
Отношение Отношение, философская категория, выражающая характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.

Свойство - это то, с использованием чего мы разделяем предметы или, наоборот, объединяем в один класс или. Внешние свойства - это свойства, определяющие различные состояния одного и того же объекта. Так положение моей ручки в пространстве - это внешнее свойство, положение в пространстве Московского Кремля - его внутреннее свойство, изменение которого немыслимо без замены объекта.

Определение отношения содержит 3 вида отношений:
- С1 взаимное распоолжение и взаимозависимости предметов: "шнур питания телевизора у меня в гостиной воткнут в розетку с одной стороны и в телевизор с другой" - это пример двух отношений между шнуром питания и розеткой и шнуром питания и телевизором. В связи с этими отношениями у нас возникают следующие свойства "Питание в телевизоре - присутствует", "Шнур питания - находится под напряжением". Бывают и более простые свойства, данные нам в ощущениях: цвет, размер, форма. Например, при определении цвета мы сопоставляем данный предмет с образцами цветов. Когда мы определяем предмет, как синий мы определяем отношение "такой же, как другие предметы, которые мы называем синими", а в конечном итоге "такой же, как образец синего цвета, который мы запомнили в детстве, изучая цвета".
- С2 эмоционально-волевая установка субъекта по отношению к данному объекту: плохой, хороший, полезный, мешающий, подлежащий починке, пригодный к использованию и т.д. Для определения такого свойства нужно указывать субъекта, так как с точки зрения разных субъектов одни и те же свойства могут иметь разные значения;
- С3 Мысленное сопоставление объектов - выше, ниже, синее, полезнее, лучше, хуже и т.д. Такое свойство подразумевает наличие субъекта, двух объектов (или частей объекта) и двух сравниваемых отношений вида С1 или С2, описанных чуть выше.

Каждый объект, имеющий постоянную сущность является нам по разному (с разными внешними свойствами и связями) по мере участия в различных процессах. По крайней мере каждый объект участвует в процессах своего создания/рождения, существования, гибели/разрушения/исчезновения, то есть в процессах развития явления (объекта, экземпляра) данной сущности от появления до исчезновения.

Процесс - это последовательная смена состояний стадий развития. Обычно смена состояния объекта происходит за счет взаимодействия с другими объектами, что может изменять определенные свойства и связи этих объектов.

Среди всех процессов необходимо выделить те, которые протекают с участием одного или нескольких субъектов или технических средств:
- Естественный процесс - процесс взаимодействия объектов или субъектов, не рассматриваемый с точки зрения цели одного субъекта, назначения вещи или системы.
- Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность по определению должна иметь субъекта, цель, исходное и конечное состояния окружающего мира. Например, написание мной данной статьи - это деятельность, имеющая цели и преобразовывающая некоторые части окружающего мира: сначала статьи нет, затем статья есть и доступна для прочтения а моем сайте, цель - упорядочивание и представление коллегам информацию по опредленному вопросу. Деятельность оценивается, рассматривается и структурируется действующим субъектом, что делает оценку деятельности субъективной.
- Функционирование - выполнение определенной работы (по получению определенного результата/решению определеной задачи). Когда мы говорим о функционировании мы всегда подразумеваем какой либо результат. Так, телевизор показывает телепередачи, тогда мы можем сказать, что он функционирует нормально. С точки зрения забивания гвоздей функционирование телевизора можно было бы назвать неудовлетворительным или неэффективным, хотя сам процесс можно себе представить.

Истина, точка зрения и модель  ^

Достаточно важной вещью для нас (раз уж мы взялись учить людей) является истина.

Истина - это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Сначала считалось, что истина, как абсолютно верное отражение, совсем независимая от познающего субъекта, времени и места, то есть абсолютная истина, вполне достижима.

Однако с развитием науки и расширением границ цивилизации раз за разом стали находиться опровержения любой истины, объявленной до этого абсолютной.

Так, на смену Ньютоновской механике пришла релятивистская. Оказалось, что у разных народов в языке (и в сознании) существует разное количество цветов. А при исследовании человека и человеческой деятельности оказалось, что измерителем некоторых свойств человека и человеческой деятельности может служить только другой человек, а абсолютная повторяемость измерений недостижима.

По этому возникло понятие истины относительной. Такая истина в заданных пределах адекватно отражает то, что есть в объективной действительности.

Установка пределов означает оговорки о месте, времени, масштабах объектов и процессов, точности измерения или способах восприятия явлений в рамках которых действуют некие истинные положения. Адекватность означает заданную степень соответствия истинных положений реальной действительности.

Естественно, пределы и мера адекватности при практическом применении будут зависеть от того, с какой целью и кто хочет применять те или иные относительно истинные предположения.

Это можно проиллюстрировать таким примером:
- Для того, чтобы вынести сумку с покупками из торгового центра и погрузить в багажник своего автомобиля покупателю годится истина "сумка легкая".
- При регистрации в аэропорту истина "легкая сумка" неадекватна, может оказаться, что "сумка весит 7кг, что больше, чем 5кг" и ее придется сдавать в багаж (хотя мы это не планировали).
- При этом, если в сумке мешок развесных конфет, то покупая их мы, скорее всего, хотели знать истину об их весе с точностью до грамма.
- То, что этот мешок конфет весит 7кг, а не 3 кг хорошо с точки зрения последующего употребления этих конфет (например, с точки зрения того, кому мы везем его дарить), и не так хорошо с нашей точки зрения, так как означает необходимость сдавать багаж, а затем вылавливать его после прилета.

Устанавливая точку зрения, то есть пределы, контекст, познающего и действующего субъекта с его целями и интересами, мы можем выразить истину в виде модели - отражении реальности на основе заменяющего объекта, позволяющего делать ряд наперед заданных выводов относительно поведения и свойств объектов моделируемой реальности.

Система понятий  ^

Когда мы изучаем окружающую действительность, в которой нам встречаются различные вещи, обсуждаемые в предыдущем разделе, она отражается в нашем сознании в виде понятий и связей между ними.

Понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Грубо говоря, когда я говорю понятие, я одновремено имею ввиду наличие следующих вещей:
- термин - слово или словосочетание, имя понятия словесная бирка, приклеенная к кусочку реальности;
- содержание - набор признаков, свойств и связей, по которым объединяются объекты, попадающие под понятие.
- определение - указание через другие понятия а так же через признаки (наличие определенных свойств и связей у объектов, попадающих под понятие);
- объем - конечное или бесконечное множество объектов, субъектов, процессов реального мира, попадающих под данное понятие.

Некоторые понятия могут быть представлены только через "указание пальцем", то есть только своим объемом без определения, на таких понятиях строятся другие, более сложные понятия.

При рассмотрении связей между понятиями мы можем выделить единичные, общие и особенные понятия:
- единичное понятие имеет под собой отдельный объект;
- общее понятие имеет под собой некоторый класс единичных объектов, выеленный по определенным признакам;
- особенное понятие выделяется по отношению к общему понятию, под ним лежит часть единичных объектов, из объема общего понятия.

При рассмотрении двух понятий, одно из которых общее, а другое особенное или единичное, когда обобщение происходит по определенным признакам, выделяются такие отношения:
- родовое понятие - то, что имеет больший объем;
- видовое понятие - то, что имеет меньший объем.

То есть объем родового понятия включен в объем видового. Еще говорят, что родовое понятие подчинено родовому.

Наиболее общие понятия из всех называются Категории. Категории получаются путем последовательного обобщения понятий до таких понятий, которые не являются видовыми (подчиненными) для других понятий.

Как планировать тренинг в части знаний  ^

Планируя тренинг в части знаний мы должны определить для себя интересующие нас объекты, их классы, системы, субъекты и процессы.

В зависимости от области практической деятельности перечисленное в предыдущем предложении покрыто определенной иерархией понятий, которую необходимо записать.

По каждому понятию должны быть записаны или известны определения.

Когда речь идет о сложных объектах, системах или процессах кроме сущности, описанной в определении мы можем иметь целью описать закономерности развития определенных явлений, закономерности протекания процессов или особенности устройства интересующих нас систем, то есть представить модели.

Все, перечисленное в предыдущих абзацах входит в общий теоретический объем курса/тренинга.

Именно в таком разобранном виде удобнее всего хранить информацию в части знаний:
- список сущостей и явлений, их свойств и отношений;
- субъекты, их цели интересы, функции;
- процессы развития явлений;
- система понятий;
- описания или модели для всего перечисленного;
- объективные и субъективные границы истинности знаний.

Навык  ^

Классификация навыков  ^

Базовыми кирпичиками любой деятельности являются навыки. Навык определяется той задачей, которую он решает.

Классификация навыков опирается на классификацию видов деятельности. В зависимости от области, для которой разрабатывается тренинг можно предложить собственную классификацию навыков.

Для моих целей удобна следующая классификация навыков:
- навыки представления:
-- идентификация - узнавание и формальное описание определенного объекта или системы в окружающей действительности;
-- декомпозиция - правильное мысленное разделение наблюдаемой системы на элементы и объединение наблюдаемых элементов систему и формальное описание структуры системы;
-- навыки измерения - определение отношений и точных значений свойств объектов и систем.
- базовые навыки мышления (которое может быть словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, диалектическое, ассоциативное, системное, творческое, интуитивное).

Еще можно выделить
- двигательные навыки (мне не пригодились, привожу для полноты картины);
- простые навыки использования/управления: как резать ножом, пользоваться столовыми приборами, клавиатурой или компьютерной мышью.
- навыки поведения/коммуникации (автоматические "спасибо/пожалуйста", установление контакта с собеседником, представление себя в начале телефонного звонка и т.д.).

Навыки идентификации, декомпозиции и измерения важны при передаче существенного объема специфических знаний. Такие навки позволяют опознавать в окружающей действительности изучаемые объекты и применять к ним полученные знания о свойствах, отношениях и процессах.

Идентификация навыка  ^

Каждая задача, определяющая навык характеризуется определенными объектами и системами на входе, процессом преобразования и объектами и системами на выходе.

Иногда, для овладения навыком и стыковки с другими навыками тренируемому могут понадобиться возможности идентификации и измерения исходных и результирующих объектов и систем.

Учитывая бессознательную природу навыка знания о процессе и закономерностях преобразования могут не понадобиться слушателям. Если только в качестве способа создания навыка не используется доведение умения до автоматизма.

При этом для задания/создания входных условий и измерения результата применения навыка знания о входах и выходах действия-навыка необходимо определить хотя бы для себя.

Таким образом объекты/системы на входе и выходе действий, для которых тренируется навык скорее всего надо поместить в теоретический объем курса.

Все навыки, как окончательно создаваемые, так и вспомогательные навыки идентификации/измерения попадают в общий объем навыков курса/тренинга.

В результате для навыка нам надо сохранить среди своих материалов следующее:
- описание входных объектов;
- описание выходных объектов;
- способы измерения результатов (выходных объектов).

Умение  ^

Умение - это составное действие, контролируемое сознательно.

Учитывая то, что умения опираются на знания и навыки, классификация умений еще более широка, чем для навыков.

Для моей области удобна такая классификация умений:
- анализ - умение разделять на части поступающую информацию об объектах/системах, систематизировать и делать требуемые выводы с применением тех или иных моделей.
- синтез - умение строить образ систем/объектов на основе предъявляемых требований и оценивать их свойства/характеристики;
- сложное управление/использование - умение решать те или иные задачи с использованием данного объекта/системы в качестве инструмента/средства.

Умение, как и навык определяется решаемой задачей. А значит для его описания необходимо описать:
- исходные объекты/системы с их состоянием,
- процесс преобразования, как последовательность шагов, на которых применяются различные навыки и средства (объекты/системы),
- выходные объекты/системы с их состоянием;
- способы измерения результатов.

Понятия из всех четырех пунктов должны попасть в теоретический объем курса.

Все промежуточные навыки, на которые опирается умение попадает в объем навыков курса/тренинга.

Все создаваемые умения попадают в общий объем умений курса/тренинга.

Объем ЗУН  ^

В итоге мы начинаем планировать тренинг так:
- ставим конечные цели тренинга (какая работа должна начать делаться лучше);
- ставим цели по ЗУН:
  -- перечисляем требуемые умения и навыки;
  -- перечисляем вспомогательные умения и навыки;
  -- перечисляем знания, которые поддерживают перечисленные навыки и умения.

Перечислив умения, навыки, и знания, мы проверяем, что
- для каждого умения перечислены навыки и знания,
- для каждого навыка перечислены нужные знания и промежуточные умения,
- для каждого знания присутствуют все элементы знания, необходимые для понимания происходящего на тренинге, а так же (при необходимости) добавлены навыки идентификации/декомпозиции/измерения ключевых объектов и систем, направленные на понимание реальности.

Все вышеперечисленные элементы взаимозависимы: умение опирается на знания и навыки, навык может создаваться через умение, для освоения навыка могут требоваться знания и смежные навыки, знание поддерживается базовыми умениями, направленными на понимание реальности.

Учитывая эти взаимозависимости общий объем надо разрезать на два списка:
- то, что будет изучаться на тренинге;
- то, что будет предъявлено, как требуемый уровень подготовки слушателей.

То, что будет изучаться на тренинге - объем ЗУН тренинга, может быть выстроено в последовательность на основе связей взаимозависимости и объединено в темы (модули), помогающие участникам освоить связанные комплексы ЗУН.

Как поместить ЗУН в слушателя  ^

Как нас учили в институте  ^

Этот раздел кратко описывает институтскую систему образования Советского образца, приведен для сравнения, и теми, кого итересуют тренинги, может быть пропущен.

Когда я был студентом, то есть мало что знал, не имел практического опыта и имел много свободного времени я учился в институте. Там у нас были:
- Лекции, на которых преподаватель пытался донести нам систему знаний, относящуюся к определенной области;
- Семинары, на которых эта система знаний стыковалась с практическими умениями решать определенные задачи на бумаге;
- Лабораторные работы, на которых система знаний и умений стыковалась с объектами и системами реального мира. Именно на таких работах некоторые девушки, до этого далекие от вопросов машиностроения и поступившие на кафедру подъемно-транспортного оборудования узнавали как выглядит шпилька, осциллограф и тормозная колодка. Или чем болт отличается от шпильки и в каких отношениях это все находится с гайкой и гроверной шайбой. Лабораторные работы гарантировали, что вне зависимости от исходных знаний и навыков на выходе обучения появятся специалисты, способные решать не только теоретические, но и практические задачи.
- Самостоятельные курсовые работы и проекты, где на бумаге решались практические задачи большого объема.
- Производственная практика, на которой мы наконец могли увидеть все, о чем нам рассказывали в производственных условиях (и понять, что на практике применяется лишь малая часть теории :) ).

При выходе из института мы шли работать и обнаруживали в сухом остатке внутри себя наличие широкого кругозора, умение добывать и обрабатывать информацию, представлять результаты и выводы, умение самостоятельно создавать в себе нужные умения и затем превращать их в навыки, навыки логического, системного, творческого и других видов мышления, которые пронизывали насквозь все изучаемые курсы и выполнение заданий. Кроме этого за счет многократного перекрытия в учебных курсах мы получали небольшой набор базовых дисциплин данной специальности, закрепленных на уровне отлично отработанных навыков (для моей специальности - это сопромат, механика, машиностроительное черчение, конструирование машин). То есть все, за что хвалили Советсткую систему образования.

При этом уже опыт производственной практики, а затем начало работы показывали, что для непосредственной работы все же чего-то не хватает ("забудьте все, чему вас учили в институте" (с) ), а именно: конкретных практических навыков и умений, ориентированных на данное производственное окружение. За это Советскую систему образования обычно ругали.

Этот недостаток, а еще то, что требуется большое количество времени делает полноценную институтскую систему для нас не очень интересной. С другой стороны при построении большого учебного курса есть смысл перейти к более системному изложению и освоению материала от тренингового формата, который мы рассмотрим в следующем разделе.

Тренинг и его цели  ^

В ситуации, когда мы учим взрослых людей, имеющих некоторый практический опыт, мало времени и направленных на решение своих конкретных производственных задач лучше применять обучение, для развития или создания малого количества навыков и умений, востребованных в данном производстве, выдавая знания только в том объеме, который необходим для дела.

Выше мы уже говорили об объеме тренинга и ЗУН, получаемых слушателями. Однако это не всегда является конечной целью тренинга. В заключении раздела, описывающего ЗУН мы определили шаги в начале планирования тренинга, первый из которых - постановка цели. Сейчас этот шаг мы рассмотрим более подробно.

Общую цель тренинга мы можем сформулировать так: "Определенная работа должна получаться лучше". Эта работа может включать разные виды действий, выполняемые разными людьми.

Если тренинг заказной, то у нас есть возможность проанализировать деятельность заказчика и выявить в ней те участки, на которых требуется создание/улучшение каких-либо ЗУН. Так же это дает возможность согласовать систему понятий из теоретческого объема с системой понятий, применяемой у заказчика.

Структура тренинга  ^

Кроме основных модулей на которых создаются ЗУН в тренинг включаются структурные упражнения (оформляющие структуру тренинга) и разогревающие упражнения - разминки, для включению участников в работу и снятия напряжения.

Кроме этого в тренинге есть перерывы для отдыха и на обед, а так же потери времени с учетом утренних опозданий и сбора участников с перерывов.

Таким образом тренинг включает:
- структурные упражнения:
  -- вступление: приветствие, представление тренера, озвучивание целей тренинга;
  -- процедура знакомства;
  -- установление правил участия в тренинге;
  -- опредление ожиданий участников;
  -- подведение итогов;
- основные модули;
- разминки;
- обед;
- короткие перерывы;
- потери времени.

Эту структуру необходимо учитывать при создании сценария тренинга и планировании времени.

Приемы и особенности проведения структурных упражнений и разминок хорошо описаны в литературе для тренеров, по этому нет смысла повторять все это здесь.

Цикл Колба  ^

Для описания процесса обучения Дэвид Колб предложил следующий цикл:
- Опыт - попытка решения определенной задачи;
- Рефлексия - анализ были ли опыт положительным и отрицательным и почему;
- Теория - человек ищет теоретические знания которые помогут встроить полученный опыт в определенную систему понятий и сделать выводы;
- Планирование - человек делает вывод о том, как он будет действовать в следующий раз и как применит полученные знания на практике.

По этому циклу строится модуль тренинга.

Структура модуля и цикл Колба  ^

В литературе структура модуля показана следующим образом:
- Мотивация - создание у участников мотивации к обучению путем осознания их недостаточной компетентности в теме модуля. Сюда входят первые 2 шага первого цикла Колба:
  -- опыт, получаемый во время тренинга или уже имеющийся в прошлом;
  -- Рефлексия - признание этого опыта отрицательным, или по крайней мере неудовлетворительным;
  -- Дидактика - изложение новой информации (Теория по Колбу);
  -- Закрепление полученной информации по циклу Колба:
    --- Планирование в рамках первого цикла;
    --- Опыт второго цикла;
    --- Рефлексия второго цикла. Если ожидается положительный результат с большой вероятностью, то здесь можно остановиться.
    --- Если есть время и сомнения в результате, то можно снова обсудить теорию в связке в предыдущим опытом, сделать выводы, то есть провести теоретический этап второго цикла.
    --- Если мы не закончили на рефлексии второго цикла, провести планирование вторгого цикла.
    --- Можно прокрутить цикл Колба еще один и более раз, в зависимости от доступного времени и ожидаемых результатов отработки.

Можно видеть, что в ходе модуля мы прокручиваем как минимум 1,5-2 цикла.

Хочется еще раз отметить, что на первых двух шагах для нас желательно получать неудовлетворительный результат решения участником практической задачи, для этого во-первых надо знать уровень подготовки участников, во-вторых иметь в запасе "задачи с секретом", не имеющие однозначного решения или не имеющие решения вообще.

Мотивирущая сила задач с неоднозначным решением может строиться на том, что результат всегда можно улучшить, грубо говоря "всегда найдем к чему придраться". Или можно просто показать, что есть еще варианты, а значит есть чему учиться.

Задачи без решения предполагают неопределенность и лишнюю информацию в условиях и целях, что делает решение затруднительным и неоднозначным.

При этом, если на тренинг попадает человек, блестяще владеющий улучшаемым навыком или, просто "знающий фишку", мотивация может и не получиться, и вообще этому человеку данный тренинг может не принести ничего нового.

Подбор упражнений  ^

Виды упражнений  ^

Формы, способы, приемы и особенности проведения разных видов работы внутри модуля хорошо описаны в тренерской литературе. По этому здесь я только перечислю виды работы, рекомендуемые для разных этапов цикла Колба:
- Опыт - на этом этапе можно использовать:
  -- дискуссия (прошлый опыт участников);
  -- выполнение задания (устные/письменные, индивидуальные/групповые);
  -- ролевая/деловая игра;
  -- видеоанализ;
  -- демонстрация;
  -- вопросник;
  -- тест;
- Рефлексия - здесь подойдут:
  -- дискуссия в группе;
  -- обратная связь тренер-участник (где тренер выступает измерителем результата);
- Теория:
  -- мини лекции/презентации;
  -- дискуссия (опыт и знания участников);
- Планирование:
  -- Обратная связь участник-тренер (где участник рассказывает, что надо будет делать в следующий раз при уточняющих/направляющих вопросах тренера);
  -- составление плана действий на бумаге;
  -- дискуссия в группе.

Особенности передачи большого объема знаний  ^

Повторять здесь написанное в других книжках нет смысла. При этом хочу отметить особенности формирования и отработки навыков в моей области, которая связана с различными аспектами работы менеджера и системного аналитика.

Иногда очень важную роль играет четкая идентификация объектов и категорий, точное отделение внутренних (сущностных) свойств от внешних (явленческих). Так же важно совмещение понятийного аппарата со слушателями. Причина в том, что обычно входные и выходные объекты и системы, подвергаемые преобразования в техниках управленческого и системного анализа, невозможно "положить в тачку", то есть в изучаемых алгоритмах присутствуют операции над общими (абстрактными) понятиями, под которыми лежат обширные классы объектов. Малейшее расхождение в понимании соства понятия и два человека начинают говорить о разных вещах.

Для решения пролемы понимания я предлагаю такой мини-цикл подачи понятия в ходе тренинга:
- Опыт:
  -- Тренер озвучивает базовое понятие и опрашивает участников, что оно обозначает или задает вопрос о свойствах и отношениях какого-либо объекта или просит привести примеры реальных объектов;
  -- Участники называют свойства и отношения объекта: ее сущностной и явленческой стороны, приводят примеры;
- Рефлексия:
  -- Тренер спрашивает, все ли мы учли довольны ли участники получившимся определением, все ли согласны с полученными примерами;
  -- Участники отвечают;
  -- На данном этапе могут стать очевидны внутренние противоречия и/или пробелы в полученном определении понятия, нестыковки между теорией и практикой;
- Теория:
  -- Тренер раскрывает понятие, описывает свойства и отношения объектов, комментируя материал на основе приведенных участниками определений и примеров.
  -- Обсуждаются различия в понимании. Участники получают ответ, как называется то, что они раньше называли данным словом, как эти два понятия связаны между собой, в каком контексте (с какой точки зрения и в каких границах) эти понятия соответствуют предыдущим представлениям участников.
- Планирование и Опыт: здесь можно задать участникам частные вопросы о связях и свойствах объектов, попросить описать алгоритм идентификации объекта, попросить привести примеры, что даст гарантии дальнейшего взаимопонимания.

В ходе такого цикла можно, почти не теряя время, наработать навыки идентификации, а иногда и навыки декомпозиции и измерения. Это важный момент, так как создавать отдельное упражнение под каждое понятие накладно и по времени тренинга и по времени планирования.

Некоторые соображения о планировании тренинга  ^

Ниже мелкой россыпью представлены факты относительно планирования тренинга, которые следует учитывать при его составлении, целиком позаимствованные из литературы.
- Комфортный размер группы для тренинга не более 12 человек;
- Если опыт работы участников разный - это риск того, что кому-то из участников тренинга он не будет полезен. При этом разный опыт участников допустим, но надо постараться определить уровень подготовки участников до тренинга, делать ставку не только на создание, но и на развитие навыков, для чего особенно тщательно проработать мотивацию, подбирая сложные/непроходимые упражнения. А так же постараться сделать так, чтобы более опытные участники поделились своим опытом с группой.
- Желательно, чтобы члены группы были равны по статусу/должности. В присутствие руководителей члены группы могут вести себя менее активно. Рекомендуется избегать смешивания в одной группе сотрудников с существенно разным статусом.
- Желательно получить разнообразие в возрасте и поле участников при формировании группы.
- В течение одного тренингового дня можно планировать не более 4-5 модулей (2-3 для сложных навыков);
- каждый следующий модуль должен быть связан с предыдущим,
- Если сделать предварительную раскладку по времени, учитывая структурные упражнения, разминки и перерывы, то можно увидеть, что на модули останется от 3,5 до 4 часов (если взять 8 часов тренига, включая обед). В результате на модуль мы имеем не более 45-50 минут.

Учитывая эти правила, имея цели и объем ЗУН тренинга и подобранные упражнения, мы можем составить сценарий и программу тренинга, дать временную раскладку.

Техника планирования тренинга  ^

Собрав все, что обсуждалось в предудущих разделах мы получаем следующий контрольный списк для планирования тренинга:
1. ставим конечные цели тренинга (какая работа должна начать делаться лучше), для этого
1. 1. изучаем запросы заказчика;
1. 2. изучаем деловой процесс, который требуется улучшить;
1. 3. выделяем точки, в которых мы будем улучшать навыки и умения сотрудников;
2. ставим цели по ЗУН:
2. 1. перечисляем требуемые конечные умения и навыки;
2. 2. перечисляем вспомогательные умения и навыки, нужные для освоения конечных;
2. 3. перечисляем знания, которые поддерживают перечисленные навыки и умения;
2. 4. определяем знания, подбирая определения понятий, описания сложных систем, явлений и моделей;
2. 5. определяем навыки, описывая входы и выходы действий, а так же указывая способы измерения результата;
2. 6. определяем умения, описывая входы и выходы, определяя способы измерения результата, а так же алгоритм действий;
2. 7. проверяем полученные списки ЗУН по следующим критериям:
2. 7.1. для каждого умения перечислены опорные навыки и знания,
2. 7.2. для каждого навыка перечислены нужные знания и промежуточные умения,
2. 7.3. для каждого знания присутствуют все элементы знания, необходимые для понимания происходящего на тренинге,
2. 7.4. при необходимости добавлены навыки идентификации, декомпозиции, измерения ключевых объектов и систем, направленные на понимание происходящего на тренинге.
2. 8. Выписываем (запоминаем) связи взаимозависимости ЗУН.
2. 9. Разделяем список ЗУН на два списка:
2. 9.1. требования к подготовке участников;
2. 9.2. объем ЗУН тренинга;
3. Выбираем методы и планируем диагностику участников тренинга на соответствие требованиям к подготовке и на уровень владения ЗУН из объема тренинга.
4. Объединям ЗУН из объема тренинга в темы/модули;
5. Составляем каркас тренинга, добавляя к модулям структурные упражнения, перерывы, разминки.
6. Подбираем виды работ внутри модулей, чтобы получить хотя бы 1,5-2 цикла Колба;
7. Вписываем виды работ в каркас, получая детализированный план тренинга, расставляем время, рассчитываем общую длительность.
8. При необходимости перепланирования по итогам временных расчетов (например, не вписались в предполагаемое количество дней) повторяем шаги, начиная с составления каркаса (меняем количество дней, меняем виды работ);
9. На основании детального плана тренинга пишем укрупненную программу и временную раскладку для слушателей и сценарий тренинга для себя.
10. В соответствии с выбранными упражнениями планируем материалы и требования к обеспечению тренинга и ответственных за их подготовку: наличие доски, фломастеров, проектора, видеоаппаратуры, определенных раздаточных материалов, презентации, размер и конфигурация помещения, наличие/отсутствие определенной мебели и т.п.

Заключение  ^

По теме планирования за рамками данной статьи остались не до конца раскрытыми темы подбора упражнений и методики постановки цели на тренинг, но это темы совсем других статей.

Вопросы подбора и поведения упражнений хорошо рассмотрены в других книгах для бизнес-тренеров, которые я не буду пытаться переписать или затмить.

Постановка целей для заказного тренинга должна быть связана с определением целей процесса работы, поиском слабых мест, то есть с задачей управленческого консалтинга. В идеале, тренинг (или несколько) должен быть предложен в качестве решения поставленной поблемы или, как часть плана по проведению организационно-технических изменений в компании. Вопросы управленческого и ИТ консалтинга - это моя тема, мои статьи по этим вопросам есть и будут в дальнейшем добавляться на сайте.

В заключение я благодарю читателей за внимание и хочу перечислить основные особенности и важные моменты в представленной технике планирования тренинга.

Особенностью представленной техники планирования является упор на четкое планирование объема ЗУН:
- описание системы понятий,
- четкое определение и измерение входов и выходов для знаний и умений,
- описание алгоритмов для умений,
- обязательное планирование навыков идентификации/измерения/декомпозиции по ключевым понятиям для совмещения понятийного аппарата с участниками тренинга.

Эти особенности важны в тренингах, опирающихся на объемные системы общих (абстрактных) понятий, определяющих свойства, отношения и поведения объмных классов объектов. Такие условия возникают в тренингах по применению техник и инструментов системного анализа, методов управления, техник бизнес-анализа, ИТ проектирования, целеполагания/целедостижения, организационного проектирования, и т.п.