Boatman's Home:  О сайте   Новости   Карта  
Статьи и заметки о менеджменте и системном анализе в ИТ + мысли о трудовых отношениях, рынках труда, услуг и программных продуктов
Это страница на старом движке. Новые статьи здесь
2007-12-06 07:00    Boatman   Обсудить в Google Groups   Перейти на страницу обсуждений

Данная статья создана для размещения на сайте boatmanshome.ru. Автор и обладатель исключительного права на эту статью - Нужненко Сергей Александрович.
Для данной статьи автор разрешает размещение ссылок и цитирование, а так же воспроизведение в личных и учебных целях.
Без согласования с автором запрещается для данной статьи или любой ее части воспроизведение в коммерческих целях, а так же любые распространение, публичный показ, импорт с целью распространения, прокат, переработка, сообщение для всеобщего сведения.
Для согласования видов использования статьи можно связаться с автором по e-mail: haron@ru.ru с пометкой в теме "Boatmanshome-text-use".

5 копеек ведро :)

   О чем речь
   Жили-были
   Разбор полетов
   P.S.

О чем речь  ^

От появления этой страницы, находящейся в разработке, до написания полного текста заметки прошло полтора месяца. За это время к заметкам раздела "Страшилки" было написано предисловие, которое, следуя исторической справедливости, находится на третьем месте среди заметок раздела. Теперь, уточнив контекст изложения событий, можно перейти к сути.

Жили-были  ^

Жила-была в Москве одна студенческая компания человек из 5ти-6ти. И, где-то в районе второго-третьего курса, стали они задумываться о работе. А надо сказать, что в этой компании все были программисты, кто по специализации в институте, а кто по призванию в жизни. И вот, как-то раз два человека из этой компании устроились на работу в одну небольшую московскую ИТ-фирму, и привели за собой всех остальных. Последним туда пришел наш лирический герой.
Компания эта распространяла некую базу данных правовых и нормативных документов: законов, постановлений, норм и т.д., которые необходимы для работы бухгалтеров и юристов. А люди ей были необходимы для того, чтобы стать внедренцами, продавцами и программистами системы. На собеседовании много не спрашивали, просили только определить версию операционной системы и показать, где находится лазерный дисковод у компьютера. План работы для всех был одинаковый: изучаем систему, проходим аттестацию, а затем происходит изменение зарплаты и какой-то карьерный рост. За две первых недели обучения никакой зарплаты не предлагалось, затем должна была наступить аттестация.
Научиться устанавливать систему - дело нехитрое. а для закрепления материала новенькие резали диски с обновлениями базы данных и развозили клиентам, находящимся по всей Москве, а так же выполняли другие мелкие поручения.
После того, как прошло две недели, произошла аттестация, которая выполнялась в форме собеседования нашего героя с заместителем директора. Результаты были слабенькими: были найдены существенные пробелы в знаниях и рекомендовано еще поучиться, а до повторной аттестации была положена символическая зарплата, составлявшая 100 рублей в неделю (по тем временам чуть больше 3 долларов).
Жизнь потекла, как и прежде, самообучение продолжилось, круг канцелярских обязанностей потихонечку расширялся, пока, еще через две недели наш герой не покинул свою первую в жизни работу, заработав за месяц 7 долларов. В течение следующего месяца из этой фирмы ушла вся дружная студенческая компания. Когда они делились впечатлениями о произошедшем, оказалось, что финансовый результат у всех оказался примерно одинаковым.

Разбор полетов  ^

Рассмотрим ситуацию с точки зрения целеполагания и баланса интересов.
Фирме требуется условно-бесплатная рабочая сила для работы курьерской доставки частых обновлений своей базы данных. Как выяснилось позже, фирма соперничала с более крупными организациями в своей нише и, вероятно, учащенные обновления и лучшие условия обслуживания были ее конкурентным преимуществом. Чтобы не тратить деньги на содержание курьерского штата и производственного отдела нанимаются студенты и подвешивается морковка: обещание карьерного роста и зарплаты но только после обучения (цель-перевертыш по классификации из предисловия ), а пока работнику выдаются мелкие задания типа поехать-отвезти, нарезать диск, сходить на почту - послать, съездить - забрать коробку и т.д., что и является истинным результатом, ценным для работодателя. Высокая текучка кадров мало кого смущает, так как работа проста и не требует квалификации вообще, а при заплате курьера в несколько сотен долларов (300-600) получается экономия на порядок. Для того, чтобы потянуть время до ухода сотрудника, ему ставят промежуточную цель на пути к повышению зарплаты (одновременно неуловимую и бестолковую): обучиться системе, при этом нет ни учебных пособий, ни программы аттестации, что позволяет всегда найти пробел в знаниях. Таким образом действует "гениальное" управленческое решение по повышению качества обслуживания клиентов с одновременным снижением издержек.
Ради сохранения исторической справедливости, надо отметить, что наш герой после месяца обучения базе данных нормативной и правовой информации вынес 200 рублей, а так же умения пользоваться картой и ориентироваться на местности, которым до сих пор иногда поражаются друзья и коллеги.

P.S.  ^

Потери сторон не велики. В целом, обычная история. Здесь она приведена для иллюстрации отличия истинных и декларируемых целей в ситуации скрытого противостояния работодателя и работника.